Каждый родитель знает, как ребенок любит играть. Он увлеченно рассаживает свои игрушки в определенном порядке, а когда приходит время ложиться спать, просит ничего не убирать. Ведь завтра наступит новый день, его пушистые герои снова оживут и их будут ждать невероятные приключения.
Когда взрослые со стороны наблюдают за детской игрой, она вызывает умиление и улыбку, она кажется просто забавным развлечением. Ребенок будто дурачится, бегая по дому с кастрюлей на голове, считая себя солдатом. На самом же деле в таких нелепых, на взгляд взрослых, играх малыш развивается. В игре ребенок, примеряя на себя различные роли, создает модель взрослого мира. Игра, как деятельность, возникает в 3 года и до 7 лет она является ведущей.
Пожалуй, каждая современная мама слышала о развивающих играх для детей. Но не всегда родители понимают роль игры в развитии малыша. Поэтому стоит рассказать о том, как формируется психика дошкольника.
В этом возрасте активно и поэтапно развиваются формы мышления ребенка. Развитие наглядно-образного мышления проявляется в том, что ребенок может представить какой-либо предмет, даже если он не находится в поле его зрения. Так формируется внутренний образ и представление предмета. К примеру, малышу предлагают выложить из спичек квадрат. Вначале он представляет его образно, а затем выкладывает на столе саму фигурку. В подобных играх ребенок воссоздает образы, которые он усвоил.
Затем развивается словесно-логическая форма мышления. Ребенок теперь не только сообщает конкретные факты о чем-либо, но и начинает анализировать, рассуждать над каким-то предметом или событием. К примеру, если поиграть с ребенком в игру «расскажи про животное» и задать вопрос: «Кто такой кот?» Трехлетний малыш ответит примерно так: «Кот – это Мурзик, который живет на даче у бабушки». Дошкольник же скажет, что кот – это животное, которое ловит мышей и любит молоко.
Наряду с мышлением развивается речь ребенка. Она обогащается новыми словами, становится более отчетливой и понятной, ребенок постепенно начинает выстраивать более сложные предложения.
Внимание становится более устойчивым. Если раньше малыш и 5 минут не мог спокойно посидеть, читая книжку, то теперь он буквально часами может рассматривать интересные картинки, рисовать, лепить, с гордостью и радостью показывая родителям шедевры, которые у него получились.
Все вышеперечисленные психические процессы находят свое отражение в игре. Почему именно в игре малыш гармонично развивается? Преимущество игры в том, что она увлекает ребенка, и является естественной деятельностью в этом возрасте. Конечно, существует много различных упражнений на развитие внимания, мышления, воображения, но порой они не понятны малышу, скучны, и он быстро теряет к ним интерес.
К примеру, мы можем сказать ребенку, просто посчитать фрукты, которые лежат на столе. Или предложить малышу побыть в роли поваренка и помочь украсить торт для бабушки. Для этого понадобится посчитать все фрукты, разделить их поровну и придумать, как расположить их на торте, чтобы все уместились, и было красиво. В последнем игровом варианте малышу приходится выполнять несколько задач, в которых задействован не только интеллект, но и воображение. Создано пространство для самостоятельного выбора и принятия решения. Результатом чего, он наверняка будет гордиться. Ведь он смог порадовать бабушку и принял участие в приготовлении подарка наравне со взрослыми, а для ребенка это крайне важно.
Порой родители очень переживают за будущее ребенка и стараются развивать его интеллект как можно раньше. Всевозможные занятия, изучение языков, разнообразные кружки, секции и ожидание того, что малыш будет гением. Но, к сожалению, такое развитие перегружает ребенка. В этом возрасте он еще не способен психически и физиологически осилить огромное количество информации. Получается обратный результат, когда малыш утомляется и теряет познавательный интерес, который заложен от природы. В подобной ситуации основная ошибка кроется в том, что в период дошкольного возраста ребенок развивается гармонично и активно именно в игровой деятельности. Малыш познает мир, изучая его в процессе игры.
Игра охватывает многие сферы развития, и в этом ее большое преимущество. Потенциал игры велик, она также может помочь при диагностике развития. Наблюдая за тем, во что и как играет ребенок, можно приоткрыть дверь в его внутренний мир. Понять, что он любит, а чего боится, как он развивается, есть ли отклонения. На основе таких наблюдений можно создать игру для конкретного малыша. Включая в нее те элементы, которые будут корректировать недостатки в развитии. С помощью специальных игр можно справиться с детской тревожностью, застенчивостью, агрессивностью и пр.
Детская игра занимает ключевую позицию в жизни и развитии ребенка в возрасте 3-7 лет. С ее помощью малыш познает окружающий его мир, учится выстраивать отношения между сверстниками и взрослыми. В игре он проигрывает жизненные ситуации и делает свой собственный выбор.
Как правило, в этот период они копируют поведение взрослых, начинают играть во «взрослую» жизнь (классический пример дочки-матери). Дети буквально примеряют на себя разные социальные роли: вот он злой Бармалей, а теперь добрый кот Леопольд. Ребенок совершает поступки, которым дает собственную оценку. Наблюдая за ребенком во время игры, и анализируя его поведение в каждой роли, можно лучше понять его переживания, страхи и тревоги, особенности взаимоотношений в семье.
В групповых играх ребенок учится выстраивать отношения, знакомится с правилами и учится их соблюдать. Пока только в игре, но в дальнейшем данный опыт он перенесет в реальную жизнь. И вот когда он уже собрал «волшебный чемоданчик» своих знаний, с которым он вступит во взрослую жизнь, приобретенные им в игре умения, помогут реализовывать свой потенциал, расти как личность и быть счастливым человеком.
Читайте также:
Рекомендации родителям. Адаптация ребенка к детскому саду. Часть I. Подготовка к новым событиям
Рекомендации родителям. Адаптация ребенка к детскому саду. Часть II. Детские капризы
Почему ребенок не хочет ходить в детский сад?
Сюжетно-ролевая игра дошкольников