Мир игры, полный приключений, увлекает ребенка. Малыш узнает, что такое правила и старается их соблюдать, учиться выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками. Обнаруживает в себе новые эмоции и формирует свои собственные суждения и отношение к тем событиям, которые происходят в игровом сюжете. Дошкольник увлечен всем, что его окружает и в сюжетно-ролевой игре он может проиграть любую ситуацию, как из реального мира взрослых, так и из мира сказочных и волшебных героев.
В такой игре создается определенный сюжет, малыши придумывают его сами или его предлагает взрослый. Основой сюжета выступает воображаемая, сказочная история или он приближен к реальности. Сюжетная игра захватывает ребенка, увлекает за собой в интересный мир, где он каждый раз будет узнавать окружающую действительность с разных сторон.
В игре есть разные роли, которые ребенок примеряет на себя. Играя в дочки-матери, космонавтов, врачей, дети привносят в игру образ поведения взрослых, в буквальном смысле проигрывают взрослую жизнь в игровом сюжете. Примеряя на себя различные роли, от доброго волшебника до коварного пирата, малыш узнает про добро и зло, хорошее и плохое.
1. Установка правил или «Все, как в мире взрослых».
В игровом процессе устанавливаются определенные правила. Дети сами их создают, и они являются крайне важными, без них никакая игра не обходится. Ребенок учится их соблюдать, в дальнейшем это умение он будет использовать, будучи взрослым.
Сюжет игры возникает из жизни взрослых, копируя их поведение, малыш все больше и больше понимает, как устроен взрослый мир.
2. Развитие эмоциональной сферы.
Сюжетно-ролевая игра всегда насыщена разнообразными эмоциями, с которыми малыш сталкивается впервые. Девочки растят своих дочек-кукол, заботятся о них, волнуются, если они вдруг заболели. Мальчики переживают за своего друга, у которого сломалась машинка, и он не может поехать в путешествие. Несмотря на то, что дошкольник уже отличает игровую ситуацию от реальности, переживания и эмоции он испытывает искреннее и самые настоящие. Проявляя заботу или сочувствие в ходе игры, ребенок не притворяется. Он со всей серьезность рвется на помощь своему другу, чей корабль захватили пираты и готов отважно сражаться, чтобы спасти друга.
Переживания во время игры фиксируются в сознании ребенка, с их помощью создается и расширяется эмоциональность ребенка. Малыш познает чувственную сторону мира и того, что в нем происходит. В дальнейшем все эти эмоции найдут свой отклик во взрослой жизни.
3. Развитие интеллектуальных способностей.
Сюжетно-ролевая игра обладает огромным полем для интеллектуального развития ребенка. К примеру, дети играют в игру организовать «полет Мишки на Марс». Для этого необходимо выполнить ряд задач. Помочь герою собраться в путешествие и выбрать из вещей только самое необходимое. Важно точно все рассчитать, иначе ракета не взлетит. Затем ребята мастерят скафандр и помогают Мишутке построить ракету, а это непростая задачка. Ведь малыши должны узнать, как выглядит ракета, сколько в ней иллюминаторов, какой формы она должна быть. Все это предстоит узнать и создать юным изобретателям. И вот Мишутка почти готов лететь, но он не может путешествовать без карты, и снова ребятам предстоит задача создать карту путешествия на разные планеты.
В процессе подобных игр у детей активно развивается мышление, оно становится целенаправленным, также задействуется внимание, воображение, память, активизируются и постепенно развиваются все интеллектуальные способности детей.
4. Развитие воображения и творчества.
Еще одна из особенностей сюжетно-ролевой игры заключается в том, что наряду с конкретными определенными задачами у детей есть пространство для творчества, для новых идей. Сам сюжет не подразумевает порой четких ответов, чтобы фантазия ребенка нашла свой выход.
На примере космического путешествия, ребята начинают предполагать, а что же произошло с Мишуткой, когда он прилетел на Марс, какие приключения его там ждали. Дошкольники придумывают разнообразные истории и события.
Способность к одушевлению неживых предметов свойственна детям дошкольного возраста. По мере взросления и развития, дети тщательно изучают знакомые предметы, а в дальнейшем они начинают искать сходства с действительностью.
5. Развитие речи.
В дошкольном возрасте речь достигает пика в своем развитии. В игре с сюжетом образ приобретает словесную оболочку. Малыш учится через слово выражать свои мысли и чувства. С помощью речи он делится новыми идеями, знаниями с окружающими его людьми. Чем чаще ребенок выражает свои мысли с помощью слов, тем больше развивается его речь, она постепенно обогащается, становится более четкой, понятной для окружающих.
Сюжетно-ролевая игра содержит в своей основе огромный потенциал для развития ребенка. Важно, чтобы создатель игры (родитель или педагог-психолог) учитывал возрастные особенности малыша и опирался на актуальное и потенциальное развитие дошкольника. В этом случае игровая ситуация будет нести в себе не только развлечение, но и развитие.
Читайте также:
Роль игры в развитии дошкольника
Рекомендации родителям. Адаптация ребенка к детскому саду. Часть I. Подготовка к новым событиям
Рекомендации родителям. Адаптация ребенка к детскому саду. Часть II. Детские капризы